В конце прошлой недели в Ереване завершилось одно из важнейших культурных событий года в Армении –  XIV международный кинофестиваль "Золотой абрикос". В этом году фестиваль прошел под лозунгом "Перекресток культур и цивилизаций".

Открытие фестиваля

О том, какое значение придается данному мероприятию в Армении, говорит тот факт, что президент Серж Саргсян встретился с почётными гостями "Золотого абрикоса" и участвующими в фестивале деятелями кино из Армении и разных стран мира.

Глава государства также направил послание участникам фестиваля, в котом отмечал, что "Золотой абрикос" стал в Армении “носителем и вестником высокого вкуса, истинного искусства, а также идей миролюбия и гуманизма".

"Этот самый авторитетный армянский кинофестиваль не только дарит приятные моменты нашим зрителям, но и имеет важное обучающее значение для молодых деятелей искусства с точки зрения эстетического и мировоззренческого роста… Мы с удовлетворением констатируем верность "Золотого абрикоса" истории и традициям армянского кино. Наше классическое наследие и современные произведения нуждаются в популяризации. Армянское киноискусство мы всегда должны исследовать и рассматривать в общемировом и международном контексте”, - говорилось в послании.

Перед началом фестиваля на Площади Азнавура в Ереване прошла торжественная церемония открытия  памятных звезд трех видных деятелей армянского кино: советского актера, кинорежиссера, сценариста, народного артиста СССР Фрунзе Довлатяна, армянского оператора, сценариста и режиссера Сергея Исраеляна и режиссера, сценариста, художника-постановщика Юрия Ерзнкяна.

“Довлатян, Исраелян, Ерзнкян – это люди, которые сделали значимым армянское кино 60-80 годов прошлого века. Мы работали и росли под влиянием их фильмов. И самое главное, росли благодаря профессиональному и личному, человеческому общению с ними”, - заявил после церемонии журналистам ректор Ереванского государственного института театра и кино Давид Мурадян. 

Министр культуры Армении Армен Амирян заявил на открытии, что фестиваль может стать хорошей диалоговой площадкой для кинодеятелей из разных стран мира и что у "Золотого абрикоса" есть все шансы стать лучшим кинорынком в регионе. "Мы глубоко убеждены, что "Золотой абрикос" может стать паровозом, как в одноименном фильме братьев Люмьер, который потащит за собой всю культуру", - сказал Амирян.

По традиции, фестиваль открылся показом армянских фильмов, и в этом году было решено открыть “Золотой абрикос” оцифрованным фильмом 1927 года Амо Бекназаряна (Бек-Назаров) “Хас-пуш”.

Участники и призеры “Золотого абрикоса”

Для участия в "Золотом абрикосе"было подано 1100 заявок из 96 стран, из которых в конкурсные и внеконкурсные программы фестиваля вошло более 100 фильмов. Из них 12 вошли в список конкурса международного игрового кино, 16 – международных документальных фильмов, а 19 картин примут участие в конкурсе "Армянская панорама".

"География фильмов варьируется от Индии до Китая. Особое внимание мы обращаем и на региональные фильмы - из Грузии, Турции, Ирана, Украины, России. Хотя российские фильмы в этом году не принимают участия в конкурсе. Но тем не менее, картина Хлебникова "Аритмия", получившая гран-при на "Кинотавре" будет представлена вне конкурса", – заявил директор программ фестиваля Микаел Стамболцян.

Что касается наград кинофестиваля, то лучшим фильмом в конкурсной программе “Международное игровое кино” был признан фильм "Желанная Дурга" индийского режиссера Санала Кумар Сасидарана. До получения “Золотого абрикоса” фильм получил приз и на Роттердамском кинофестивале. А “Серебряный абрикос” получил фильм бразильского режиссера Жуана Думанса “Арабия”.

Лучшим в конкурсной программе "Армянская панорама" был признан фильм “Дональд плакал” (США) режиссера Криса Аветисяна. Ему же досталась премия имени Гранта Матевосяна за лучшую работу сценариста.

Лучшим документальным фильмом признан фильм “Охота на призраков” палестинского режиссера Раеда Андони. Который рассказывает о судьбах палестинцев – бывших заключённых израильских тюрем. “Серебряный абрикос” получил фильм турецкого режиссера Сердара Онала “Мама Дердо и ореховое дерево”, рассказывающий о поисках армянских корней. Фильм был поддержан и профинансирован Армяно-турецкой киноплатформой “Золотого абрикоса”, а на Стамбульском международном кинофестивале признан лучшим документальным фильмом.

Картина иранского режиссера Мохамеда Расулофа “Неподкупный” получила награду международной ассоциации журналистов и кинокритиков ФИПРЕССИ.

"Параджановский талер", присуждаемый за вклад в развитие кинематографа, достался в этом году председателю жюри в номинации "Игровое кино", британскому режиссеру Хью Хадсону. Известному армянскому композитору Тиграну Мансуряну был вручен специальный приз Армянской Апостольской церкви "Да будет свет!", учрежденный Католикосом всех армян Гарегином Вторым. 

Последний приз кинофестиваля - премию “Мастер”, получил режиссёр- документалист Джо Берлингер, чей фильм "Намерение уничтожить" завершил "Золотой абрикос".

Скандал с цензурой

“Золотой абрикос” 2017 года омрачил скандал с исключением из внеконкурсной программы фестиваля "Взгляд снаружи и изнутри" двух фильмов, посвященных тематике ЛГБТ: режиссера Пуриа Гейдара Урея "Сады абрикоса" и документальный фильм Гагика Казаре "Послушай меня: нерассказанные истории по ту сторону ненависти". Показ общей программы должен был пройти в театре имени Генриха Маляна принадлежащем Союзу кинематографистов, однако союз принял решение запретить показ этих картин, узнав, что в них затронута тема секс-меньшинств.

Директор и основатель кинофестиваля, председатель Армянской национальной киноакадемии Арутюн Хачатрян заявил в этой связи, что договоренность об организации просмотров в театре имени Маляна была достигнута в устном порядке и при участии скончавшегося недавно кинорежиссера и председателя Союза кинематографистов Армении Рубена Геворкянца.  “Один из наших партнеров – Союз кинематографистов. У нас была договоренность с Геворкянцем, который недавно скончался. Поскольку его коллеги сейчас в трауре, то показ таких фильмов неуместен, и почему-то это вызвало большой резонанс", — отметил он.

При этом Хачатрян считает, что скандал вокруг исключения этих фильмов не окажет воздействия на репутацию фестиваля.

В ответ на подобный шаг Союза кинематографистов, руководство фестиваля приняло решение снять с показа в театре не только эти два фильма, но и всю программу, объяснив это тем, что у них уже не было времени и технических возможностей перенести показ фильмов программы на другую площадку.

Кинокритик Карен Аветисян охарактеризовал действия Союза кинематографистов, как насилие над проявлением свободы слова и искусства, и провел аналогии  с советской цензурой в кинематографе.

“Печально, что авторами всего этого являются люди, которые не должны так поступать хотя бы ради пострадавших от цензуры именитых предшественников, имена которых во главе с Параджановым они неустанно и с пафосом эксплуатируют как со сцены, держа в руках микрофоны, так и держа в руках бокалы во время пиршеств. Именно они в первую очередь должны вставать на пути "танков" жестокой цензуры, которая вторгается, возможно, в низкопробное, а может и в высокое, но, по крайней мере, свободное искусство”, - отметил он.

 

Айк Халатян 

Поделиться: