Балерина Бернара Кариева отмечает 80-летие. О творческом пути знаменитой артистки, о ее работе в театре имени Алишера Навои и о ее неиссякаемой энергии и любви к искусству рассказывает режиссер Андрей Слоним.

Сегодня известная советская узбекская балерина, народная артистка СССР Бернара Рахимовна Кариева отмечает свой 80-летний юбилей. В беседе с корреспондентом Sputnik Узбекистан режиссер-постановщик и сценограф Государственного академического большого театра имени Алишера Навои, заслуженный работник культуры Узбекистана Андрей Слоним, который работал с ней долгие годы, рассказал о вкладе балерины в искусство Узбекистана в целом.

По словам Андрея Слонима, Бернара Рахимовна, несомненно, выдающееся явление в узбекском балетном искусстве. Она и ее семья имеют глубокие корни истинной узбекской интеллигенции. Например, ее отец, замечательный человек и деятель культуры Рахим Маджидович Кариев, многие годы возглавлял и ГАБТ, и потом еще Союз театральных деятелей Узбекистана.

"В моем домашнем архиве есть фотография 1950-х годов, когда Рахим Маджидович на сборе труппы беседует с солистами театра, а рядом с ним сидит скромненькая девочка в пионерском галстуке примерно 7-8 класса. Это и есть Бернара Кариева, которая воспитывалась в этой театральной среде, и которая, как и все театральные дети, прошла весь этот путь изнутри", — вспоминает режиссер.

Помимо этого, у нее три диплома. Бернара Рахимовна закончила Академию танца и хореографии, балетмейстерское отделение в Институте культуры, стажировалась в Московском Большом театре и хореографическом училище. Но, конечно, это лишь формальные атрибуты основ ее профессионализма. А неформально она, безусловно, является человеком, наделенным и богатыми творческими данными, и что самое важное, устремлена к постоянному поиску. Все, что она делает, сочетает в себе и устои высокой классики, и эксперименты в поисках новых форм балетного искусства, убежден Слоним.

По его мнению, репертуар этой балерины чрезвычайно обширен и богат: она танцевала все классические партии. Это и "Лебединое озеро", и "Жизель", и замечательные партии в узбекских балетах, например, "Амулет любви". В репертуаре Бернары Рахимовны были и многие произведения, как принято сейчас называть, эксклюзивного характера, такие как поставленный в конце 1950-х балет композитора Лапутина "Маскарад" на тему трагедии Лермонтова, где она блестяще воплотила образ Нины. Как пояснил Слоним, этот балет вообще мало где идет, и эта роль стала для нее одной из "визитных карточек самобытности" ее дарования.

Еще одна блестящая работа Кариевой, как рассказывает Андрей Евсеевич, яркая роль барышни в "Барышне и хулигане", где балерина раскрыла себя с новой стороны. Она сыграла простую влюбленную в хулигана девушку так, как никто другой раньше. Кроме того, у Кариевой была очень интересная работа и в балете Козловского "Тановар", где она исполнила партию главной героини. В этом балете очень здорово сочетались элементы национального танца с классическими, и все это на фоне высокой образности.

Бернара Кариева экспериментировала на сцене, она ставила малые балеты. У нее был балет "Павана Мавра" на тему шекспировского Оттело, вспоминает режиссер. Было также множество хореографических миниатюр, и, наконец, был поставленный вслед за Большим по версии Майи Плисецкой балет "Анна Каренина", который Бернара Рахимовна поставила персонально. И предельно ярко исполнила главную роль. Кроме нее, пока она танцевала, партию Анны никто не исполнял. Но все это касается, если можно так выразиться, ее хореографического облика, подчеркнул Слоним.

По словам режиссера, Бернару Кариеву отличает и большой талант организатора и руководителя. Она возглавляла Союз театральных деятелей и на этом пути сделала очень многое. Помогла многим солистам, различным театральным коллективам.

"Лично мне особенно дорого, что она выхлопотала под базу Союза театральных деятелей дом моей семьи напротив нынешнего радиокомитета, около сквера. Этот дом на многие годы стал истинным центром театральной культуры всего Узбекистана", — говорит Слоним.

В связи с этим он вспомнил одну историю. Когда он пришел к Бернаре Рахимовне как к руководителю Союза театральных деятелей с инициативой организации в Ташкенте первой камерной оперы по образцу театра Покровского она откликнулась на это и очень его поддержала.

"Мы начали действовать. Я поставил "Моцарта и Сальери" вместе с дирижером Владимиром Борисовичем Неймером и молодыми солистами. И премьеру мы сыграли как раз на террасе нашего дома, на открытом воздухе, где во дворе собралось порядка 300 зрителей. Это напоминало такие венские вечера на открытом воздухе. Конечно, у нас было и много других задумок, но этот дебют театра камерной оперы стал тогда событием знаменательным", — с трепетом вспоминает Андрей Евсеевич.

По воспоминаниям Слонима, был и восьмилетний период, когда Бернара Рахимовна возглавляла ГАБТ имени Алишера Навои. Тогда она инициировала целый ряд не то что реформ, но очень серьезных усилий, направленных на реорганизацию его работы. Кариева вникала практически во все, присутствовала на каждом оперном и балетном спектакле, знала не понаслышке, а лично кто как работает. Она планировала, она организовывала, под ее эгидой театр начал осуществлять первые международные проекты.

"Одним из первых таких проектов стала постановка в 1995 году оперы "Лючия ди Ламмермур", которую осуществлял я. И она была сделана при содействии итальянского посольства. Это положило начало целому ряду таких проектов", — говорит режиссер театра.

В 1996-1997 годах Бернара Рахимовна, находясь на должности директора театра и одновременно оставаясь на посту председателя Союза театральных деятелей, организовала первый международный фестиваль "Восток — Запад". Театры Европы впервые за годы независимости привезли в Узбекистан очень интересные работы. Сюда приехал и камерный оперный театр из Дюссельдорфа со своей интересной постановкой. А мы в ответ, как рассказывает Андрей Евсеевич, дали свою камерную оперу по Шекспиру "Путь к трону", которая была поставлена нашими собственными силами.

Большой вклад Бернара Рахимовна, по мнению Слонима, внесла и в воспитание юного зрителя. Именно ей в республике принадлежит инициатива активной театрализации новогодних елочных представлений, традиция взятия в качестве основы знакомой и любимой сказки и инсценировки ее в виде своеобразного мюзикла. Таких представлений было тогда десятки. Впоследствии они готовились не только на Новый год, но и на Навруз и другие праздники.

Руководящая роль Бернары Рахимовны здесь была велика: она детально прорабатывала каждый эпизод, каждый элемент. Она очень заботилась о сценическом оформлении, деталях костюмов, грима, и помимо наших собственных театральных возможностей осуществляла невероятные для того времени спецэффекты. В частности, в одной из постановок в финале спектакля надувные цветы раскрывались прямо на глазах у зрителей, что было просто ошеломляющим.

Кроме того, при Бернаре Кариевой была начата серия памятных вечеров, посвященных выдающимся деятелям искусства и культуры мира. При ней в 1999 году театром проводилась Пушкинская неделя. Это было 200-летие великого поэта, когда все семь дней в Ташкенте проходил своеобразный пушкинский фестиваль. Публика не знала, как достать билеты, потому что все пространство до третьего яруса заполнялось людьми. Таких вечеров была целая серия, их проведение на сцене театра стало еще одной доброй традицией, живущей по сей день, рассказывает Слоним.

Но и это, по мнению режиссера, не исчерпывает всей полноты деятельности Бернары Рахимовны. В зрелые годы она открыла Международную балетную школу своего имени, где и по сей день занимается с молодыми дарованиями, готовит их по всем классическим методикам. Эта школа существует в Ташкенте уже больше 15 лет.

По своему масштабу и устремленности Бернара Рахимовна несравнима почти ни с кем, считает Слоним. Она служитель искусства и человек, который является не просто мастером, не просто носителем каких-то высших уровней исполнительского мастерства, но и общественным деятелем, организатором, стремящимся к тому, чтобы народ и страна приобщились к мировым достижениям культуры. И в этом плане ее роль в формировании нашей культуры и истории неоспорима и практически неоценима.

"Хочется пожелать ей долгих и счастливых лет жизни, душевной гармонии, энергии и сил", — заключил собеседник.

Sputnik Узбекистан: http://ru.sputniknews-uz.com/culture/20160128/1657394.html#ixzz3yZ7pRzct

Поделиться: